Согласно действующему законодательству при выплате заработной платы и иных доходов работникам наниматель обязан удержать и перечислить в бюджет подоходный налог с физических лиц. Все операции, связанные с начислением и выплатой заработной платы, должны отражаться в бухгалтерском учете нанимателя и подтверждаться документально.
Однако некоторые недобросовестные работодатели используют схему выплаты заработной платы «в конверте», чтобы уклониться от налоговых обязательств. Это лишает работника социальных гарантий и приводит к серьезным последствиям для нарушителей в виде предъявленных к уплате налогов, пени, административной и даже уголовной ответственности.
Как разъяснила заместитель начальника инспекции МНС по Новобелицкому району г. Гомеля - Галина Колесникова, предотвращение выплат заработной платы "в конверте" находится на постоянном контроле налоговых органов.
Как показывает практика налогового контроля, основными источниками выплаты заработной платы «в конверте» являются:
- сокрытая выручка;
- денежные доходы, полученные от незаконных финансовых операций и незаконной предпринимательской деятельности;
- наличная выручка, принятая в установленном законодательством порядке, без ее зачисления на расчетные счета;
- денежные средства, перечисленные с расчетного счета либо выданные из кассы работникам на хозяйственные нужды без составления авансовых отчетов об израсходованных суммах;
- использование схем по обналичиванию денежных средств с привлечением ИП.
Налоговые органы активно выявляют такие нарушения. При обнаружении рисков неполной уплаты подоходного налога плательщикам направляются уведомления. В случае отсутствия реакции плательщика, в отношении него составляется акт камеральной проверки либо рассматривается вопрос о назначении внеплановой проверки.
Как пример можно привести проверку организации, осуществляющей услуги программирования, в ходе которой установлено, что наемные работники по настоятельному требованию руководства организации регистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и впоследствии выполняли свои трудовые обязательства с использование статуса индивидуального предпринимателя. Таким образом, помимо завышения затрат и уклонения от уплаты налога на прибыль, организация не исчисляла подоходный налог с сумм вознаграждений, перечисленных в адрес ИП, фактически являющихся заработной платой работников. Кроме предъявления к уплате подоходного налога с физических лиц, информация о выявленных нарушениях передана в Фонд социальной защиты населения и БРУСП «Белгосстрах» для взыскания причитающихся отчислений.
Дополнительным источником информации при проведении налоговыми органами контрольных мероприятий по предотвращению выплаты заработной платы «в конверте» является информация о наличии нарушений, полученная из обращений и жалоб граждан, а также поступающая из других государственных органов и организаций.
Так, в инспекцию поступило обращение о невыдаче чека ИП при заказе пиццы с доставкой на дом. За нарушение порядка приема наличных денежных средств ИП привлечен к административной ответственности в виде штрафа по статье 13.14 КоАП.
В ходе проведения анализа предпринимательской деятельности ИП с использованием информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении налоговых органов, установлены факты, указывающие на систематическое нарушение порядка приема наличных денежных средств и сокрытие выручки. В результате проведенных контрольных мероприятий установлен реальный размер сокрытой выручки ИП в сумме 800,0 тыс. руб., который более чем в 20 раз превышает сумму выручки, отраженную в налоговых декларациях. Инспекцией было принято решение о проведении проверки предпринимателя, по результатам которой на сумму сокрытой выручки увеличена налоговая база по налогу при упрощенной системе налогообложения.
Также установлено осуществление ИП предпринимательской деятельности с привлечением наемных работников без оформления трудовых и (или) гражданско-правовых договоров с выплатой заработной платы «в конверте». Сумма предъявленного к уплате подоходного налога составила 78,5 тыс. руб.
Всего по результатам проверки предъявлено к уплате 160,0 тыс. руб.
Информация о выявленных нарушениях передана в Фонд социальной защиты населения и БРУСП «Белгосстрах» для дальнейшего взыскания причитающихся отчислений.
Следует отметить, что плательщикам пунктом 6 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь предоставлено право до назначения проверки самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога.