29 мая 2025

Наличные платежи под контролем

Одним из основных источников информации о возможных нарушениях законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, являются содержащиеся в обращениях граждан сведения.

По-прежнему наиболее распространенным правонарушением, о котором сообщают граждане, остается вопрос нарушения порядка приема наличных денежных средств.

Из обращений:

«….за товар я заплатил наличкой, а в подтверждение мне не выдали чек. Продавец пояснил, что отметка на визитной карточке (дата и сумма) будет подтверждением оплаты…»;

«…в стоматологии в подтверждение оплаты услуг мне выдали акт выполненных работ, в котором указан перечень оказанных услуг и их стоимость. Правильно ли это?..»;

«… в конце поездки я хотел рассчитаться наличными денежными средствами, на что водитель предложил мне перевести деньги ему на карту… я отказался и передал наличные, получил от водителя сдачу, но чек водитель так мне и не дал...» и этот список можно продолжать бесконечно.

Порядок использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа».

Согласно установленному порядку субъекты хозяйствования осуществляют прием платежей в свой адрес наличными денежными средствами с использованием кассовых суммирующих аппаратов. Подтверждением оплаты товара (работы, услуги) является выданный платежный документ (ЧЕК). При этом в пункте 35 Положения, утвержденного постановлением № 924/16 перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда субъекты хозяйствования вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования, к которым изложенные в приведенных обращениях случаи не относятся.

Справочно. Нарушение порядка приема средств платежа влечет ответственность по статье 13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.

Налоговые органы в том числе в ходе рассмотрения обращений продолжают выявлять нарушения порядка приема наличных денежных средств, которые в последующем скрываются от налогообложения и являются в том числе источником выплаты заработной платы «в конверте». За истекший период 2025 года установлено более 37,0 млн. руб. сокрытой субъектами хозяйствования наличной выручки.

К примеру, в ходе внеплановой тематической оперативной проверки с использованием метода контрольной закупки в отношении стоматологической клиники работниками налогового органа установлена сокрытая от налогообложения наличная выручка за 4 года в размере более 3,0 млн. руб. Виновные лица привлечены к административной ответственности в том числе по статье 13.14 КоАП в виде штрафов. Кроме того, плательщику предстоит еще уплата налогов с сокрытой от налогообложения наличной выручки.

Сферами, в которых на сегодняшний день наиболее часто выявляются нарушения порядка приема наличных денежных средств, являются: розничная торговля и общественное питание, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, медицинская деятельность.

ЖИВИТЕ МУДРО! ТРУДИТЕСЬ ЧЕСТНО!